Innovative projects of 2018 and results reached as part of their implementation

Development of a mobile preliminary water discharge unit (MPWDU) – NESTRO-KSI for small deposits.

In 2018, pilot testing of the preliminary water removal unit (NESTRO-KSI) was carried out at LLC ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara. According to the test results, the plant demonstrated its efficiency, capital expenditures for creating the plant are on average 2 times lower than those of a similar capital object.

The NESTRO-KSI plant may be commissioned on average 4 times faster than a similar capital construction project (6 and 24 months, respectively).

Creating oil-fired power plant using all types of russian-sourced oil

An innovative project was initiated due to the significant expenditures for purchasing diesel fuel for electricity generation for the fields of LLC “JC “RUSVIETPETRO” and difficulties in its delivery. The project aims at using Russian-sourced equipment (Kolomna Plant internal combustion engines) for oil up to class 3 inclusively (high viscosity and sulfur) and increasing the operating life of energy-converting machines.

The existing energy-converting machines, both foreign made and produced by Kolomna plant, require a high degree of oil treatment and are designed to work on light and low-sulfur class 1 oil. Fuel injection equipment (injection nozzles, pipeline system) is the bottleneck of the operation of oil-fired energy machines.

As part of implementation of the innovation project in 2017-2018, research, development and testing & engineering work was carried out on refining units of equipment of the power plant operated by means of class 3 oil, elaboration of design documentation, adaptation of the power plant to the oil industry norms and rules and carrying out pilot testing at LLC «JC «RUSVIETPETRO».

The diesel and oil power plant was manufactured and delivered to LLC “JC “RUSVIETPETRO” field. The power plant underwent pilot-scale testing (PST) operated by diesel fuel and was made oil-fired to carry out oil-fired PST and further testing of upgraded equipment and components as part of research and development.

In December 2018, the Zarubezhneft JSC project — oil-fuelled power station using oil of all classes, was recognized as the «Project of the Year» by the Expert Council of «Time of Innovations» award in the category «Oil and Gas Industry».

Technology for increasing the oil recovery of high-viscosity oil fields by the catalytic aquathermolisis method

Since 2017, the Company, together with KFU, has been carrying out research and development works to develop a technology for enhancing oil recovery at high-viscosity oil fields using catalytic aquathermolysis. The technology allows intensifying the on-site treatment of heavy oil in the process of steam-heat treatments, which leads to an increase in the quality of oil and a decrease in its viscosity. Improving the properties of oil in reservoir conditions will increase the energy and economic efficiency of the development of Boca de Jaruco field (potentially - other similar fields in the heavy oil area in Cuba and in other countries).

In 2017-2018, a series of experiments was carried out based on the KFU to select the most efficient catalyst using a reactor. The selected nickel catalyst provides maximum oil conversion, a significant reduction in viscosity; an additional advantage of the nickel catalyst is its low cost compared to the cobalt catalyst.

In 2018, the second stage of research was completed. In this stage, the remaining R&D tasks were solved: evaluation of the catalytic activity and coking of the catalyst in the processes of aquathermolysis, the adsorption of the catalyst on the rock (displacement in the combustion tube), solubility study, thermal stability and filtration characteristics of the developed catalyst solution.

At present, an experimental catalyst batch has been manufactured for Pilot Development Planning. Catalytic injection in the course of Pilot Development Planning for testing the catalytic aqua-thermolysis technology at Boca de Jaruco field is planned to be performed in 2019.

Testing and implementation of new technologies system (nts)

In 2018, Zarubezhneft Group of Companies continued active work on developing a system for testing and implementing new technologies (NTS) existing on the market, but that were not previously used within the Group of Companies. Pilot-scale testing of new equipment and technologies was performed at LLC “JC “RUSVIETPETRO”,”, LLC ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara, ZARUBEZHNEFT-Production Kharyaga LLC and at the branch of Zarubezhneft JSC in the Republic of Cuba.

In 2018, more than 25 tests were conducted at LLC “JC “RUSVIETPETRO” in the following main areas: optimization of ESP unit selection method, taking into account the theological properties of the liquid, testing the gas burner unit of gas valve type, testing the oil leakage detection system, which operates on cost imbalance principle.

At LLC ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara the work was carried out on studying, applicability assessment and testing of such technologies as energy-saving transformers, hydraulic drive, under-driven progressive cavity pump, submersible flow meters.

In 2018, ZARUBEZHNEFT-Production Kharyaga LLC continued active participation in the implementation of activities of NTS program of Zarubezhneft Group of Companies. The work was carried out on assessing the potential efficiency and testing the production string with coating that prevents the formation of asphaltene deposits, wellhead equipment for dual injection, sealing end on the pumping unit for coolant transferring, dynamic power compensators, bridge plugs in preparing wells for side-tracking, using plasma tubing cutter.

In 2018, the branch of Zarubezhneft JSC in the Republic of Cuba continued testing the heat-resistant fiber-optic downhole monitoring system for distributed temperature and pressure, and also preparation for testing the heat-resistant rod screw-type pump units has been carried out, as per the plan.

In 2018, the Company carried out systematic work to improve innovation management processes. Pursuant to the requirements of the Government of the Russian Federation, an analysis of the management of rights to intellectual activity results (hereinafter – IARs) was conducted in Zarubezhneft Group of Companies. According to the results of the work performed, the Policy of management of the rights to the IARs in the Zarubezhneft JSC Group of Companies was developed and approved by the Zarubezhneft JSC Board of Directors along with the Plan of Measuresmeasures for Policy Implementation.policy implementation. Also in 2018, the business process “Management of the Rightright for IARs” was approved.

Research and development expenditure trend vs. the revenue from 2014 to 2018, %

In 2018, Zarubezhneft Group of Companies received 4 patents for inventions, 1 useful model patent and 11 software certificates; 12 applications were filed to Rospatent for registration of intellectual activity results.

Zarubezhneft JSC continues to develop and expand the format of interaction with the innovative environment. In December 2018, between Zarubezhneft JSC and Kazan (Volga Region) Federal University an Agreement was concluded on cooperation in the field of innovation and scientific and technological development. This Agreement confirms the mutual interest of Zarubezhneft JSC and KFU to continue and actively develop cooperation in the field of personnel training and re-skilling and in the field of science and innovation activities, mainly in areas related to the development and improvement of innovative methods for increasing the oil recovery and improving the efficiency of developing unconventional hydrocarbon reserves.

As part of the development of cooperation of Carbonate Consortium created in 2017 on the initiative of Zarubezhneft JSC with Gazprom Neft PJSC and Tatneft JSC, in the reporting year, a number of joint scientific and technical events were held to exchange the experience and develop competencies in carbonate reservoirs exploitation area:

  • Scientific and technical meeting in the framework of the Carbonate Consortium in Kazan, April 27, 2018;
  • Seminar on modeling technologies in the framework of the Carbonate Consortium in St. Petersburg, July 31-August 1, 2018;
  • Meeting on the development of Knowledge Management Systems in St. Petersburg, October 8, 2018.

In addition, as part of the Carbonate Consortium, a joint research and development “Digital Core” was initiated and launched jointly with PJSC Gazprom Neft.

As part of the Innovation Development Program, Zarubezhneft JSC has actively developed mutually-beneficial cooperation with higher education institutions in planningplans for the joint implementation of innovative projects and performance of joint work in the field of scientific and technological development forecasting, training and reskilling. Currently, the most active interaction is occuringoccurs with the Gubkin Oil and Gas Russian State University, Skoltech and KFU.

STW competition

VI Competition of Scientific and Technological Works of Young Experts of the Group of Companies, which in 2018 was timed to the 75th anniversary of VNIIneft JSC, became a traditional event of a reporting year. The competition program was held in five sections with the participation of 60 projects of young employees of the Corporate Center, subsidiaries of the Russian segment, and young people from subsidiaries located in Vietnam and the Republic of Srpska.

The competition has become one of the tools the Company is using to improveimproving the efficiency of technical and process decisions by unlocking the potential of young people in preparing their own projects. Every year, the number of works and participants also grows, and consequently – the results achieved through the implementation of young people’ proposals people.

Between 2014 and 2018, more than 270 young employees took part in the competition. They presented more than 240 innovative projects aimed at solving the key production and organizational tasks of Zarubezhneft Group of Companies; more than 80% of these projects were successfully introduced into production activities with positive results.

The positive dynamics of the results and the high efficiency of the field of unlocking the potential of young people is stipulated, in particular, by systematic approach to the full cycle of work of young employees with own projects - from selecting the projects of practical importance for the Company to their implementation into production activities.

An increase in a share of successfully implemented works is annually observed; currently, 83% of the works presented at the Competition last year have been implemented, and more than 80% of them have already been replicated in Zarubezhneft Group of Companies.

Knowledge management system

In 2018, Zarubezhneft JSC decided to revise the existing processes of managing the unique competencies and optimizing the approaches to the accumulation, use and dissemination of knowledge for transformation of its own intellectual assets into a higher productivity, efficiency and new value.

In the reporting year, large-scale work was carried out to analyze current trends in the field of building and developing the knowledge management, optimizing the Company’s current model of working with knowledge in terms of changing the approach to their systematization and searching for technologies to distribute them more efficiently. This resulted in the development of a private Knowledge Management System, which takes into account the best practices and specific features of the Company. At the end of 2018, the System’s System pilot operation began.

Research and development expenditure trend vs. the revenue from 2014 to 2018, %

The revision of the model of working with knowledge is determined by both the growth of technological and organizational development level, specific features, and the strategic orientations of the Company; today, within the adopted Strategy, replication of the accumulated experience and using unique corporate knowledge grow in importance for quick implementation and effective adaptation of business processes and structures, and active involvement of new employees in production and innovation processes, carefully sharing the experience of Zarubezhneft JSC experts generation for complex problems solving. The key top-level tasks of the Knowledge Management System of Zarubezhneft JSC are the creation of “correct” solutions standard by eliminating the repeated and incorrect performance of production tasks, and the formation of a platform for creating new ideas and tools for their quickest possible and effective implementation into processes.

The main System capabilities as of today are the following:

  • Creating a material library in the line of the technological focus
  • Crowdsourcing Tool - identifying and collecting the employees’ knowledge
  • Smart search
  • Collecting the technological ideas and suggestions for improving the production processes
  • Expert support, communication platforms, discussions, considerations

Throughout the entire pilot operation period, the system has continuous been improved by continuing to study the best practices and users’ suggestions for development. The system is focused on the preservation and dissemination of unique process knowledge and the creation of new technologies. Today, the system comprises six knowledge areas – Geology and Development, Production, Well Operations, Industrial Safety, Innovations and Digitization, and is already available to the target audience of users within the corporate contour.

Инновационные проекты 2018 года и достигнутые результаты в рамках их реализации

Разработка мобильной установки предварительного сброса воды (МУПСВ) – NESTRO-KSI для небольших месторождений

В 2018 году проведены ОПИ мобильной установки предварительного сброса воды (NESTRO-KSI) в ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара». По результатам испытаний установка продемонстрировала свою работоспособность. Капитальные затраты на создание установки оказались в среднем в два раза ниже, чем у аналогичного капитального объекта.

Установка NESTRO-KSI может быть введена в эксплуатацию в среднем в четыре раза быстрее, чем аналогичный объект капитального строительства (6 и 24 месяца соответственно).

Создание электростанции, работающей на нефти всех классов, российского производства

Инновационный проект был инициирован в связи со значительными затратами на приобретение дизельного топлива для производства электроэнергии для месторождений ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» и трудностями его завоза. Он направлен на использование оборудования российского производства (ДВС Коломенского завода) на нефти до третьего класса включительно (высоковязкой и сернистой) и увеличению межремонтного пробега энергетических машин.

Существующие энергетические машины (иностранного производства и выпускаемые Коломенским заводом) требуют высокой степени подготовки нефти и рассчитаны на работу на нефти первого класса, легкую и малосернистую. «Узким местом» работы энергетических машин на нефти является топливная аппаратура (форсунки впрыска, трубопроводная система).

В рамках реализации инновационного проекта в 2017–2018 годах проводились НИОКР по доработке узлов оборудования электростанции, работающей на нефти третьего класса, разработка проектной документации, доработка электростанции до норм и правил нефтяной промышленности и проведение ОПИ в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО».

Дизель-нефтяная электростанция изготовлена и поставлена на месторождение ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО». Электростанция прошла ОПИ при работе на дизельном топливе и переведена на работу на нефти для проведения ОПИ на нефти и дальнейших испытаний модернизированного оборудования и узлов в рамках НИОКР.

В декабре 2018 года проект АО «Зарубежнефть» – электростанция, работающая на нефти всех классов, Экспертным советом Премии «Время инноваций» был признан «Проектом года» в категории «Нефтегазовая промышленность».

Технология увеличения нефтеотдачи месторождений высоковязких нефтей методом каталитического акватермолиза

С 2017 года Компания совместно с КФУ выполняет НИР по разработке технологии увеличения нефтеотдачи месторождений высоковязких нефтей методом каталитического акватермолиза. Технология позволяет интенсифицировать внутрипластовое облагораживание тяжелой нефти в процессе паротепловых обработок, что приводит к повышению качества нефти и снижению ее вязкости. Улучшение свойств нефти в пластовых условиях позволит повысить энергетическую и экономическую эффективность разработки месторождения Бока де Харуко (потенциально – других месторождений – аналогов в поясе тяжелых нефтей на Кубе и в других странах).

В 2017–2018 годах на базе КФУ проведена серия экспериментов для подбора наиболее эффективного катализатора с использованием реактора. Подобранный никелевый катализатор обеспечивает максимальную конверсию нефти и значительное снижение вязкости. Дополнительным преимуществом никелевого катализатора является его низкая стоимость по сравнению с кобальтовым.

В 2018 году выполнен второй этап исследований, в ходе которого решены остальные задачи НИР: оценка каталитической активности и закоксованности катализатора в процессах акватермолиза, адсорбция катализатора на породе (вытеснение в трубе горения), исследование растворимости, термостабильности и фильтрационных характеристик разработанного раствора катализатора.

В настоящее время изготовлена опытная партия катализатора для проведения ОПР. Закачку катализатора в ходе проведения ОПР по тестированию технологии каталитического акватермолиза на месторождении Бока де Харуко планируется провести в 2019 году.

Система испытания и внедрения новых технологий

В 2018 году Группа компаний АО «Зарубежнефть» продолжила активную работу по развитию системы испытания и внедрения новых технологий (СНТ), существующих на рынке, но ранее в Группе компаний не применявшихся. ОПИ нового оборудования и технологий проводились в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» и филиале АО «Зарубежнефть» в Республике Куба.

В ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» в 2018 году было проведено более 25 испытаний по таким основным направлениям, как оптимизация методики подбора УЭЦН с учетом реологических свойств жидкости, испытание газогорелочного устройства типа ГК, испытание системы обнаружения утечек нефти, работающей по принципу дисбаланса расходов.

В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» проводились работы по изучению, оценке применимости и испытанию таких технологий, как энергосберегающие трансформаторы, гидропривод, установка электровинтового насоса (УЭВН) с нижним приводом, погружные расходомеры.

ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» в 2018 году активно продолжило участие в выполнении мероприятий программы СНТ Группы компаний АО «Зарубежнефть». Проводились работы по оценке потенциальной эффективности и испытанию насосно-компрессорной трубы (НКТ) с покрытием, предупреждающим образование асфальтно-парафиновых отложений (АСПО), устьевого оборудования для одновременно-раздельной закачки (ОРЗ), торцевого уплотнения на насосном агрегате для перекачки теплоносителя, динамических компенсаторов мощности, мостовых пробок при подготовке скважин к проведению зарезки боковых стволов, применению плазменного трубореза.

В филиале АО «Зарубежнефть» в Республике Куба в 2018 году продолжены работы по испытанию термостойкой оптоволоконной внутрискважинной системы мониторинга распределенной температуры и давления, а также в соответствии с планом ведется подготовка к испытанию термостойких установок штангового винтового насоса. В 2018 году в Компании велась планомерная работа по совершенствованию процессов управления инновациями. Во исполнение требований Правительства Российской Федерации проведен анализ управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД) в Группе компаний АО «Зарубежнефть». В результате разработаны и утверждены Советом директоров АО «Зарубежнефть» Политика в области управления правами на РИД в Группе компаний АО «Зарубежнефть» и План мероприятий по ее реализации. Также в 2018 году утвержден бизнес-процесс «Управление правами на РИД».

Динамика затрат на НИОКР к выручке за 2014–2018 годы , %

В 2018 году в Группе компаний АО «Зарубежнефть» получено четыре патента на изобретения, один патент на полезную модель и 11 свидетельств на программное обеспечение, а также подано 12 заявок на регистрацию результатов интеллектуальной деятельности в Роспатент.

АО «Зарубежнефть» продолжает развивать и расширять форматы взаимодействия с инновационным окружением. В декабре 2018 года между АО «Зарубежнефть» и КФУ заключено Соглашение о сотрудничестве в области инновационного и научно-технологического развития. Данное Соглашение подтверждает обоюдную заинтересованность АО «Зарубежнефть» и КФУ продолжать и активно развивать сотрудничество в сфере подготовки и переподготовки персонала и в области научной и инновационной деятельности, преимущественно в направлениях, связанных с разработкой и совершенствованием инновационных методов увеличения нефтеотдачи и повышением эффективности разработки нетрадиционных запасов углеводородов.

В рамках развития сотрудничества созданного в 2017 году по инициативе АО «Зарубежнефть» Карбонатного консорциума с ПАО «Газпром нефть» и АО «Татнефть» в отчетном году проведен ряд совместных НТМ по обмену опытом и наработке компетенций в области освоения карбонатных коллекторов:

  • научно-техническое совещание в рамках Карбонатного консорциума в г. Казани, 27 апреля 2018 года;
  • семинар по технологиям моделирования в рамках Карбонатного консорциума в г. Санкт-Петербурге, 31 июля – 1 августа 2018 года;
  • совещание по развитию Системы управления знаниями в г. Санкт-Петербурге, 8 октября 2018 года.

Кроме того, в рамках Карбонатного консорциума совместно с ПАО «Газпром нефть» инициированы и запущены совместные НИОКР «Цифровой керн».

В рамках реализации Программы инновационного развития АО «Зарубежнефть» активно развивает взаимовыгодное сотрудничество с высшими учебными заведениями в направлениях формирования планов по совместной реализации инновационных проектов и выполнения совместных работ в сфере прогнозирования научно-технического развития, подготовки и переподготовки кадров. В настоящее время наиболее активное взаимодействие происходит с РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, Сколтехом и КФУ.

Конкурс научно-технических работ

Традиционным событием отчетного года стал уже VI Конкурс научно-технических работ молодых специалистов Группы компаний АО «Зарубежнефть», который в 2018 году был приурочен к 75-летнему юбилею АО «ВНИИнефть». Программа конкурса проводилась по пяти секциям с участием 60 проектов молодых работников Корпоративного центра, дочерних обществ российского сегмента, а также молодежи из дочерних обществ, расположенных в Социалистической Республике Вьетнам и Республике Сербской.

Конкурс стал для Компании одним из инструментов повышения эффективности технических и процессных решений за счет раскрытия потенциала молодежи при подготовке собственных проектов. С каждым годом растет и количество работ и участников, и самое главное – эффекты, которые достигаются за счет внедрения предложений молодежи.

За период 2014–2018 годов в конкурсе приняли участие более 270 молодых работников, которые представили более 240 инновационных проектов, направленных на решение ключевых производственных и организационных задач Группы компаний АО «Зарубежнефть», при этом более 80 % этих проектов успешно внедрены в производственную деятельность с положительным эффектом.

Положительная динамика результатов и высокая эффективность направления по раскрытию потенциала молодежи обусловлены в том числе системным подходом к полному циклу работы с собственными проектами молодых работников – от отбора проектов, представляющих прикладную значимость для Компании, до их внедрения в производственную деятельность.

Количество работ и участников конкурса %

Ежегодно наблюдается повышение доли успешно внедренных работ: на текущий момент внедрено 83 % работ, представленных на конкурсе в прошлом году, и более 80 % из них уже тиражируются в Группе компаний АО «Зарубежнефть».

Система управления знаниями

В 2018 году в АО «Зарубежнефть» принято решение о пересмотре существующих процессов управления уникальными компетенциями и оптимизации подходов к накоплению, использованию и распространению знаний для целей трансформации собственных интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.

В отчетном году проведена масштабная работа по анализу современных тенденций в области построения и развития менеджмента знаний, оптимизации действующей в Компании модели работы со знаниями в части изменения подхода к их систематизации и поиска технологий их более эффективного распространения. Результатом стала разработка собственной Системы управления знаниями, учитывающей лучшие практики и специфические особенности Компании. В конце 2018 года начата опытно-промышленная эксплуатация Системы.

Пересмотр модели работы со знаниями обусловлен как ростом уровня технологического и организационного развития, специфическими особенностями, так и стратегическими ориентирами Компании: сегодня в рамках принятой Стратегии важным становится тиражирование накопленного опыта и использование уникальных корпоративных знаний для быстрого внедрения и эффективной адаптации бизнес-процессов и структур, а также активного вовлечения новых сотрудников в производственные и инновационные процессы, бережно передавая опыт поколений экспертов АО «Зарубежнефть» для решения сложных задач.

Ключевые верхнеуровневые задачи Системы управления знаниями АО «Зарубежнефть» — это создание эталона «правильных» решений за счет исключения повторного и некорректного выполнения производственных задач, а также формирование площадки для создания новых идей и инструментов для их максимально быстрого и эффективного внедрения в процессы.

Основные возможности Системы сегодня – это:

  • создание библиотеки материалов по направлениям технологического фокуса;
  • инструмент краудсорсинга – выявление и сбор знаний сотрудников;
  • интеллектуальный поиск информации;
  • сбор технологических идей и предложений по улучшению производственных процессов;
  • экспертная поддержка, коммуникационные площадки, дискуссии, обсуждения.

На протяжении всего периода опытно-промышленной эксплуатации ведется непрерывное улучшение Системы на основании продолжения изучения лучших практик и предложений пользователей по развитию. Фокус Системы – сохранение и распространение уникальных технологических знаний и создание новых технологий. Сегодня Система покрывает шесть областей знаний – «Геология и разработка», «Добыча», «Скважинные операции», «Промышленная безопасность», «Инновации» и «Цифровизация». Система уже доступна целевой аудитории пользователей в рамках корпоративного контура.