Environment protection

The HSE policy of Zarubezhneft JSC defines ecological well-being as the basis for economic prosperity of the company.

In 2018, a supervisory audit of CC Zarubezhneft JSC, LLC "JC "RUSVIETPETRO"", Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC was successfully conducted on confirmation of the Certification for compliance with international standards ISO 14001: 2015. The subsidiaries RMNTK Nefteotdacha JSC and Zarubezhneftestroymontazh LLC were introduced into HSE Management System certification perimeter. A diagnostic audit of ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara LLC was conducted for the compliance with the requirements of international standards ISO 14001: 2015 for introduction into the certification perimeter in 2019.

In 2018, subsidiary companies of Zarubezhneft Group of Companies performing their operating activities in the Arctic zone of the Russian Federation Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC and LLC “JC “RUSVIETPETRO”) continued working on biodiversity preservation, as per the approved Programs. The observation program for the established lists of indicator types by Company activity regions is included in the Environmental Monitoring Program.

Caring for the Far North fragile ecosystem has traditionally been one of the Company’s priorities: in 2018, LLC "JC “RUSVIETPETRO” released 154 thousand whitefish juveniles into the Usu River (the Pechora River basin). Since 2014, by efforts of LLC "JC “RUSVIETPETRO” over 800 thousand juveniles of valuable fish species have been released into the Pechora River basin.

Starting from 2014, Zarubezhneft JSC has undergone an independent Ecological Openness assessment, according to the World Wildlife Fund (WWF) rating criteria. Among the 22 largest oil and gas companies in 2018, Zarubezhneft JSC landed second, rising from the 5th place awarded in 2017.

As per the Search and Valuation of New Projects Standard, the Company pays special attention to environmental aspects and environmental risk assessment. All projects undergo Environmental Audit, the main criterion of which is the absence of specially protected natural territories within the contract area. During the project implementation, an environmental impact assessment is carried out, measures are developed to reduce landscape fragmentation and disturbed areas.

Zarubezhneft JSC has uniform HSE requirements to contractors. The regulations establish similar requirements for compliance with environmental standards both for contractors operating in the Company, and Zarubezhneft JSC subsidiaries. Collecting mushrooms and berries, hunting and fishing in the area of the Company's projects is prohibited.

The subsidiaries of Zarubezhneft Group of Companies monitor the integrity of interfield oil pipelines on a monthly basis that is one of the priorities of the Company's Environmental Policy.

In 2018, the level of current financing of environmental protection activities in subsidiaries located in the Russian Federation amounted to about RUB 163.8 million, which is something like the level of 2017.

One of the most important environmental challenges facing the Company is minimizing the effects of drilling waste through their disposal and use followed by the elimination of sludge pits. In 2018, 4 drilling mud pits were reclaimed. There are no oil-contaminated soils on Zarubezhneft JSC balance sheet.

In general, regular measurements of the air environment, soil and snow, surface water and bottom sediments were carried out in the territory of all licensed sites of Zarubezhneft Group of Companies enterprises, as part of local environmental monitoring and industrial environmental management.

Observation data are compared with the background values of natural indicators.

During the reporting period, the maximum permissible concentrations (MPC) in the territory of the Russian Federation were not exceeded.

The priority area in 2018 was the implementation of the Gas Program for rational use of associated petroleum gas (APG) for the period 2018-2022 relative to Zarubezhneft Group of Companies. As part of the program implementation to reduce emissions of pollutants into the atmosphere, LLC “JC “RUSVIETPETRO” implemented the following activities:

  • construction of the oil-gas gathering pipeline from the North-Oshkotynskoye oil field to Sikhoreyskoye field was completed; the pipeline was commissioned on July 31, 2018.
  • This gave an opportunity to completely eliminate APG flaring at the flare unit of this field;
  • construction of a compressor station for gas supply from separation “low side” to main compressors of the North-Khosedayu Central Production Facility was completed; commissioning works have begun.

In 2018, at ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara LLC, the mobile Preliminary Water Discharge Unit was put into operation at Kirsanovskoye field with an incorporated line heater.

Owing to the action items completed as part of the Gas Program 2018, the use of APG for own needs for the generation of heat and electric energy increased. The volume of production and use of APG is accomplished based on indications of gas metering units. The level of APG use in the Russian segment in 2018 was 87.5% (the case of 2017 – 84.7%).

Gross atmospheric emissions for Zarubezhneft Group in the Upstream segment, thous. tons
atmospheric emissions 2017 2018 + / –
solids 0.549 0.437 –0.112
sulphur dioxide 7.507 6.909 –0.598
carbonic oxide 8.874 7.914 –0.960
nitrogen oxide 1.391 1.213 –0.178
hydrocarbons (without volatile organic components) 10.115 8.804 –1.311
volatile organic components 4.069 3.900 –0.169
other gaseous and liquid
gross atmospheric emissions 32.50 29.18 - 3.33
Associated gas production and utilization for Zarubezhneft Group of Companies in 2017, MM m3
Company APG production APG usage for own needs % of APG usage
LLC “JC “RUSVIETPETRO” 122.20 107.00 87.6
Orenburgnefteotdacha JSC 2.12 1.76 82.9
Ul’yanovskneftegaz LLC 0.54 0.51 93.9
Total 124.86 109.27 87.5
for reference: Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC 210.60 60.00 28.5

Associated petroleum gas produced at Kharyaga field is high-sulfur that encumbers its value-added use. According to Kharyaga field design infrastructure, for further development of the fourth stage, Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC plans to continue construction and commissioning of a comprehensive gas treatment unit. In 2018, the level of APG usage in the Company made 28.5% (the case of 2017 - 24.3%). It is planned to reach the level of 95% by 2022.

In 2018, Brod Refinery A.D. continued implementing the plans for processing acidic sludge into safe inert materials, followed by the use of processing product in storage ponds reclamation. The environmental impact assessment (EIA) of the acidic sludge solidification technology was completed; the technology received a favorable conclusion.

SPECIFIC INDICATORS IN ENVIRONMENTAL CONSERVATION AREA IN TERMS OF GROUP OF COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Implementation of the gas program in 2018 allowed for decreasing the specific indicators of pollutant emissions that decreased in comparison to 2017 from 6.94 to 6.09 tons per thousand tons of the oil produced, as well as specific emissions of greenhouse gases from 0.2 thousand tons of CO2 equivalent per thousand tons of the oil produced, up to 0.17 thousand tons of CO2 equivalent per ton of the oil produced.

Air emissions, tons / thousand tons

In 2018, in comparison to 2017, drilling volumes increased, which led to an increase in the drilling waste at the fields of LLC “JC “RUSVIETPETRO” and Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC. The specific indicators of waste production increased from 5.12 tons per 1 thousand tons of oil produced in 2017 to 7.9 tons in 2018. In the composition of the waste produced, more than 90% by weight are waste of hazard class IV - drill slurry. As per the current Company’s internal regulations, all drill slurry was processed to inert material. Slight increase in drilling volumes had also an impact on the increase in water usage from 1.6 thousand tons per ton of the oil produced in 2017 to 1.67 thousand tons in 2018.

GREENHOUSE GASES EMISSION DECREASE

Zarubezhneft considers the Kyoto Protocol mechanism an important step towards increasing the efficient use of associated gas. The Mechanism of Activities Implemented Jointly (AIJ), provided by the Kyoto Protocol to the UNFCCC, remains one of the most serious incentives for the realization of associated petroleum gas disposal projects, and other projects aimed at the reduction of atmospheric GHG emissions.

GHG emissions in the Russian Federation, thousand tons / thousand tons

As per the “Methodical Recommendations and Guidelines for the Quantitative Calculation of the Volume of GHG Emissions by Enterprises Conducting their Business or Other Activities in the Russian Federation” (approved by the order of the Ministry of the Natural Resources and Ecology of the Russian Federation No. 300, dated June 30, 2015, registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 15, 2015, registration No. 40098), Zarubezhneft JSC determined the atmospheric GHG emission volume for 2018 as a result of the production activities of the enterprises.

The retention of investments into the main environment protection capital in 2018 is associated with the scheduled implementation of the gas program measures. The costs for other environment protection measures (necessary technical maintenance of the water treatment systems, environmental monitoring in part of the Biodiversity Conservation Programs implementation) remained unchanged.

Greenhouse gas emission dynamics, CO2 equivalent
Greenhouse gas emission dynamics, CO 2 equivalent
Investments 2015 2016 2017 2018 + / -
Investments in equity to environment protection 41.36 97.80 270.22 228.21 –42.01
Negative impact fee 19.89 27.28 28.51 20.38 –8.13
Pollution fines 0.94 0.09 0.32 0.51 0.19
Current environmental costs, incl.: 196.95 142.63 154.79 163.80 9.01
Water bodies protection 3.00 4.58 7.68 23.00 15.32
Air protection 1.58 1.65 3.50 3.70
Land resources protection from industrial wastes 155.00 111.66 131.52 118.90 –12.62
For land reclamation 31.19 12.99 12.09 17.40
Other environmental protection areas 6.18 11.75
Total 259.14 267.80 453.84 412.90 –40.94

INTERACTION WITH THE STAKEHOLDERS

To maintain and establish constructive relations in project implementation, Zarubezhneft JSC strives for interaction with all stakeholders.

Since 2009, a cooperation agreement between LLC “JC “RUSVIETPETRO” and the Administration of the Nenets Autonomous District has been in force on the issue of interaction with indigenous small-numbered peoples of the North. Since 2017, Guidelines on behavior in the territories of traditional environmental management of indigenous small-numbered peoples of the North have been in force at Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC.

To increase the Company’s publicity towards the stakeholders, on December 6, command-staff exercises (CSE) were carried out at Kharyaga field on eliminating the emergency oil spill in winter conditions. One of CSE goals was also checking the readiness and testing the actions of the extraordinary accident rescue unit of Zarubezhneft-Dobycha Kharyaga LLC under unfavorable weather conditions in winter.

The Company has clearly demonstrated its striving to minimize the risk of oil spills and environmental protection. Representatives of the NAA Union of reindeer herders and the regional social movement “Association of the Nentsy Peoples (Yasavey)” were among the invited.

Охрана окружающей среды

Политика АО «Зарубежнефть» в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды определяет экологическое благополучие как основу экономической стабильности предприятия.

В 2018 году успешно проведен надзорный аудит Корпоративного центра АО «Зарубежнефть», ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» подтверждения Сертификации на соответствие международным стандартам ISO 14001:2015. В периметр сертификации системы Управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды (далее – Управление по ОТ, ПБ и ОС) введены дочерние общества АО «РМНТК «Нефтеотдача» и ООО «Зарубежнефтестроймонтаж». Проведен диагностический аудит ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» на соответствие требованиям международным стандартам ISO 14001:2015 для введения в периметр сертификации в 2019 году.

В 2018 году в дочерних обществах Группы компаний АО «Зарубежнефть», осуществляющих свою производственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» и ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»), продолжились работы по сохранению биоразнообразия в соответствии с утвержденными программами. Программа наблюдений установленных списков видов индикаторов по регионам деятельности Компании включена в Программу экологического мониторинга.

Забота о хрупкой экосистеме Крайнего Севера традиционно является одним из приоритетов деятельности Компании: в 2018 году ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» выпустило в р. Усу (бассейн р. Печоры) 154 тыс. мальков сига. Всего с 2014 года силами ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» выпущено в бассейн р. Печоры более 800 тыс. мальков ценных пород рыбы.

Начиная с 2014 года АО «Зарубежнефть» проходит независимую оценку экологической открытости согласно критериям рейтинга Всемирного фонда дикой природы (WWF). Среди 22 крупнейших нефтегазовых компаний в 2018 году АО «Зарубежнефть» заняло второе место, поднявшись с пятого, присужденного в 2017 году.

В соответствии со Стандартом «Поиск и оценка новых проектов» Компания уделяет особое внимание экологическим аспектам и оценке экологических рисков. Все проекты проходят экологический аудит, главным критерием которого является отсутствие в пределах контрактной площади особо охраняемых природных территорий. При реализации проекта проводится оценка воздействия на окружающую среду, разрабатываются мероприятия по снижению фрагментации ландшафтов и площади нарушенных территорий.

В АО «Зарубежнефть» действуют единые требования в области ОТ, ПБ и ОС к подрядным организациям. В регламенте к подрядным организациям, действующем в Компании, устанавливаются аналогичные требования по соблюдению экологических стандартов, как и к дочерним обществам АО «Зарубежнефть». Устанавливается запрет на сбор грибов и ягод, ведение охоты и рыбной ловли в зоне реализации проектов Компании.

В дочерних обществах Группы компаний АО «Зарубежнефть» на ежемесячной основе осуществляется контроль целостности межпромысловых нефтепроводов, что является одним из приоритетов экологической политики Компании.

В 2018 году уровень текущего финансирования природоохранных мероприятий в дочерних обществах, расположенных на территории Российской Федерации, составил порядка 163,8 млн руб., что примерно соответствует уровню 2017 года.

Одной из важнейших природоохранных задач, стоящих перед Компанией, является минимизация влияния отходов бурения посредством их обезвреживания и использования с последующей ликвидацией шламовых амбаров. В 2018 году рекультивированы четыре буровых амбара. Нефтезагрязненные земли на балансе Группы компаний АО «Зарубежнефть» отсутствуют.

В целом на территории всех лицензионных участков предприятий Группы компаний АО «Зарубежнефть» в рамках проведения локального экологического мониторинга и производственного экологического контроля проводились регулярные замеры воздушной среды, почв и снега, поверхностных вод и донных отложений.

Данные наблюдений сравниваются с фоновыми значениями природных показателей. За отчетный период превышения нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) на территории Российской Федерации не отмечено.

Приоритетным направлением в 2018 году стала реализация Газовой программы рационального использования ПНГ на период 2018–2022 годов по Группе компаний АО «Зарубежнефть». В рамках реализации данной программы с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» реализованы следующие мероприятия:

  • закончено строительство нефтегазосборного трубопровода от Северо-Ошкотынского нефтяного месторождения до Сихорейского, трубопровод введен в эксплуатацию 31 июля 2018 года. Это позволило полностью исключить сжигание ПНГ на факельной установке данного месторождения;
  • закончено строительство компрессорной станции для подачи газа с «низкой стороны» сепарации на основные компрессоры ЦПС «Северное Хоседаю», начато проведение пусконаладочных работ.

В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» в 2018 году на Кирсановском месторождении проведен запуск в эксплуатацию мобильной установки предварительного сброса воды (УПСВ) с путевым подогревателем в ее составе.

Благодаря выполненным мероприятиям газовой программы 2018 года увеличилось использование ПНГ на собственные нужды для выработки тепловой и электрической энергии. Объем добычи и использования ПНГ осуществляется на основании показаний узлов учета газа. Уровень использования ПНГ по российскому сегменту в 2018 году составил 87,5 % (факт 2017 года – 84,7 %).

Валовые выбросы в атмосферу по Группе компаний АО «Зарубежнефть» в сегменте «Геологоразведка и добыча», тыс. т
Выбросы в атмосферу 2017 2018 + / −
Твердые вещества 0,549 0,437 −0,112
Диоксид серы 7,507 6,909 −0,598
Оксид углерода 8,874 7,914 −0,960
Оксид азота 1,391 1,213 −0,178
Углеводороды (безлетучих органических соединений) 10,115 8,804 −1,311
Летучие органические соединения 4,069 3,900 −0,169
Прочие газообразные и жидкие
Валовый выброс в атмосферу вредных веществ 32,500 29,180 −3,330
Добыча и использование ПНГ по Группе компаний АО «Зарубежнефть» в 2018 году в российском сегменте, млн
Предприятие Добыча ПНГ Ипользование ПНГ на собственные нужды % использования ПНГ
ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» 122,20 107,00 87,60
АО «Оренбургнефтеотдача» 2,12 1,76 82,90
ООО «Ульяновскнефтегаз» 0,54 0,51 93,90
Всего 124,86 109,27 87,50
Справочно: ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» 210,60 60,00 28,50

Добываемый на Харьягинском месторождении ПНГ является высокосернистым, что затрудняет его полезное использование. Согласно проекту обустройства Харьягинского месторождения для дальнейшей разработки четвертой очереди в планах ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» продолжение работ по строительству и пуску в эксплуатацию комплексной установки подготовки газа. За 2018 год уровень использования ПНГ в Компании составил 28,5 % (факт 2017 года – 24,3 %). К 2022 году планируется достичь уровня95 %.

В 2018 году в АО «НПЗ Брод» продолжена реализация планов по переработке кислых гудронов в безопасные инертные материалы с последующим использованием продукта переработки при рекультивации прудов-накопителей . Была завершена оценка воздействия на окружающую среду технологии солидификации кислых гудронов, технология получила положительное заключение.

Удельные показатели в сфере охраны окружающей среды по Группе компаний АО «Зарубежнефть» в Российской Федерации

Реализация газовой программы в 2018 году позволила снизить удельные показатели выбросов загрязняющих веществ, которые снизились по сравнению с 2017 годом с 6,94 до 6,09 т на 1 тыс. т добытой нефти, а также удельные выбросы парниковых газов с 0,2 тыс. т СО2-эквивалента на 1 тыс. т добытой нефти до 0,17 тыс. т СО2-эквивалента на 1 т добытой нефти.

Выбросы в атмосферу, т / тыс. т нефти

В 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличились объемы бурения, что привело к росту образующихся отходов бурения на месторождениях ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» и ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга». Удельные показатели образования отходов увеличились с 5,12 т на 1 тыс. т добытой нефти в 2017 году до 7,9 т в 2018 году. В составе образующихся отходов более 90 % по массе составляют отходы IV класса опасности – буровой шлам. В соответствии с внутренними действующими регламентами Компании все буровые шламы были переработаны в инертный материал. Также увеличение объемов бурения незначительное повлияло на увеличение объема использования воды с 1,6 тыс. т на 1 т добытой нефти в 2017 году до 1,67 тыс. т

в 2018 году.Снижение эмиссии парниковых газов

Важным шагом в направлении расширения эффективного использования ПНГ АО «Зарубежнефть» считает вступление в силу Киотского протокола. Механизм проектов совместного осуществления (ПСО) снижения выбросов парниковых газов, предусмотренный Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, остается одним из серьезных стимулов для реализации проектов утилизации ПНГ и иных проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу.

Выбросы парниковых газов в Российской Федерации, тыс. т / тыс. т нефти

В соответствии с Методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации (утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 30 июня 2015 года № 300), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюсте России) 15 декабря 2015 года, регистрационный номер 40098, АО «Зарубежнефть» был произведен расчет объема выбросов парниковых газов в атмосферу за 2018 год в результате производственной деятельности добывающих предприятий.

Сохранение инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды в 2018 году связано с плановой реализацией мероприятий по газовой программе. Затраты на другие природоохранные мероприятия (необходимое плановое техническое обслуживание систем водоподготовки, затраты на экологический мониторинг в части реализации программ сохранения биоразнообразия) не изменились.

Динамика выбросов парниковых газов, млн т СО2-эквивалента
Расходы на охрану окружающей среды (ОС), млн руб.
Инвестиции 2015 2016 2017 2018 + / −
Инвестиции в основной капитал на охрану ОС 41,36 97,80 270,22 228,21 −42,01
Плата за негативное воздействие на ОС 19,89 27,28 28,51 20,38 −8,13
Начисленные штрафы за загрязнение ОС 0,94 0,09 0,32 0,51 0,19
Текущие затраты на охрану ОС, в в том числе: 196,95 142,63 154,79 163,80 9,01
на охрану водных объектов 3,00 4,58 7,68 23,00 15,32
охрану атмосферного воздуха 1,58 1,65 3,50 3,70
охрану земельных ресурсов от отходов производства и потребления 155,00 111,66 131,52 118,90 −12,62
рекультивацию земель 31,19 12,99 12,09 17,40
другие направления в сфере охраны природы 6,18 11,75
Всего 259,14 267,80 453,84 412,90 −40,94

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

С целью поддержания и налаживания конструктивных отношений при реализации проектов АО «Зарубежнефть» стремится взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами.

С 2009 года между ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» и Администрацией НАО действует Соглашение о сотрудничестве по вопросу взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера (КМНС). В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» с 2017 года действуют Методические рекомендации поведения на территориях традиционного природопользования КМНС.

В целях повышения открытости Компании перед заинтересованными сторонами 6 декабря 2018 года на Харьягинском месторождении проведены командно-штабные учения по ликвидации аварийного разлива нефти в зимних условиях. Одной из целей проведения учений также являлась проверка готовности и отработка действий нештатного аварийно-спасательного формирования ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» при неблагоприятных погодных условиях в зимний период. Компания наглядно продемонстрировала свое стремление к минимизации риска нефтяных разливов и защите окружающей среды. Среди приглашенных были представители Союза оленеводов НАО и регионального общественного движения «Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй».