Competency development and improvement of the existing asset performance

Stage II implementation of the Zarubezhneft JSC Corporate Development Strategy includes Upstream Segment Development as one of the priority tasks.

To achieve the target production profile, measures are being provided to develop the key process competencies and introduce the best engineering solutions in the following areas:

  • Exploration operations – resource base expansion;
  • Increase in the oil recovery factor;
  • Search and application of new infrastructure solutions to cut capital and operating expenditures and reduce the commissioning terms.

Resource base expansion

The Company is using the following approaches to the organization of work on expanding the resource base:

  • Integration of all available geological data. Detailed numerical regional / basin modeling, searching for unconventional traps.
  • Development of technologies for improving the quality of the fieldwork and interpretation of seismic data.

An example of the successful application of the first approach is the discovery in 2018 of gas deposits at the EF Block 12/11 structure on a Vietnam shelf using a EF-1X well. The application of new technologies for collecting seismic data at sea using broadband systems and data processing with new algorithms together with the basin-modeling method allowed constructing brand new deep-horizon (over 4,000 m) geological structure models.

These geological models became the basis for forecasting new, implicitly-expressed facilities, including EF structures with low-permeable Oligocene reservoirs that previously did not have commercial prospects. The layers of this type were exposed to hydraulic formation fracturing (HFF) in the EF-1X well and tested successfully for the first time in the region. A ten-fold increase in gas inflow up to 600 thousand m3/day was obtained. 2P industrial category geological reserves were estimated at 3.1 billion m3, and 3P-category resources at 11.8 billion m3.

Another example of the transition to a new stage of a sharp increase in the information value of seismic data is experience in using longitudinal and transverse waves obtained using bottom recorders (3D/ 4C method) for forecasting the lithological composition of formation and fluid saturation of reservoirs. This allowed for allocation of additional 23 perspective areas at Block 09-1 developed over decades for setting up prospecting and exploratory drilling within the submerged and slope sites previously considered unpromising. At the same time, the total geological oil resources of new facilities are estimated at 181 million tons, incl. 18 million tons with a low geological risk and 106 million tons with an average risk.

The 3D/4C seismic investigation interpretation results have already been used in planning a geological exploration program for the following periods.

Increased Oil Recovery Factor (ORF)

The Company is successfully implementing technologies for increasing its oil recovery factor:

  • use of technologies aimed at involving previously non-drained reservoirs (sweep ration) in exploitation;
  • use of technologies aimed at increasing the efficiency of displacement from hydrophobic collectors (displ. ratio);
  • selection of technologies for effective involvement of previously non-profitable reservoirs in exploitation.

The set of measures taken to increase the oil recovery factor have shifted the oil production trend in the Company to the positive side.

In the reporting year, Russian participants managed to initiate a program for using hydraulic fracturing at JV “Vietsovpetro” fields. Between July and September of 2018, 8 well operations were implemented. The wells where the HFF operation was carried out demonstrated significant gains in oil production (a 4.7 increase post hydraulic fracturing).

In addition, the polymer composition injection program was further developed to increase the sweep ratio at the Kharyaga Field in 2018. Implementation of Stage I in 2017 and Stage II in 2018 allowed the Company to achieve a total additional production with respect to the project of about 100,000 tons of oil. The technology allowed to venture into the development of poorly-drained zones, a reduction in the products’ water cut, as well as a higher sweep ratio.

Application of new infrastructure solutions

In 2018, as part of the Innovative Development Program approved by the Company’s Board of Directors, a number of projects were implemented for the creation and implementation of pilot-scale testing (PST) of new field infrastructure development technologies.

In 2016-2017, as part of an innovative project, the Company developed its own proprietary design documentation and fabricated an engineering prototype of a preliminary water discharge unit (NESTRO-KSI).

Basic technical solutions were developed taking into account the possibility of rapid redeployment to other facilities by road, rail and sea transport and direct location at remote fields in the absence of infrastructure facilities (exploration/single wells). In 2018, LLC ZARUBEZHNEFT-Dobycha Samara carried out a pilot test of a mobile plant (NESTRO-KSI). The test results revealed the plant’s efficiency; the capital expenditures for creating the plant are on average two times lower than those of a similar capital object. The NESTRO-KSI Plant may be commissioned on average four times faster than a similar capital construction project (6 and 24 months, respectively).

An innovative project for creating an oil-fueled power plant using all types of Russian-sourced oil was initiated in connection with the significant expenditures for purchasing diesel fuel for electricity generation at LLC “JC “RUSVIETPETRO” fields and difficulties in its delivery. The project is aimed at using Russian-sourced equipment (internal combustion engines of PJSC Kolomensky Zavod) for oil up to Class 3 inclusive (high viscosity and sulfur content) and increasing the operating life of energy-converting machines. The existing energy-converting machines, both foreign made and those produced by PJSC Kolomensky Zavod, require a high degree of oil treatment and are designed to work on light and low-sulfur class 1 oil. Implementation of the innovation project in 2017-2018 involved research, development and testing & engineering work on refining units of the power plant equipment operated using Class 3 oil, elaboration of design documentation, adaptation of the power plant to the oil industry norms and rules and carrying out pilot testing at LLC “JC “RUSVIETPETRO”. A diesel and oil power plant was developed and delivered to the Company’s field. The power plant underwent a PST (pilot-scale test) for diesel fuel operation and was transformed into an oil-fired power plant to carry out oil-fired PST and to further test upgraded equipment and components as part of research and development. The power plant’s operating time amounted to more than 5,460 hours, its diesel fuel saving was 1,146 tons, and the economic effect exceeded RUB 43.2 million.

In 2018, the Company implemented a technological development project to develop a concept for exploiting marginal areas of offshore fields. The project considered a number of technical solutions and technologies aimed at improving the efficiency of marginal offshore fields (automated machining, delivering personnel without using helicopters, optimization of drilling, integrated approach to connecting new facilities to the existing infrastructure, arrangement of two adjacent areas from one platform, etc.) Comprehensive application of these solutions in some cases leads to an increase in NPV projects by more than 2 times compared to traditional approaches.

Развитие компетенций и повышение эффективности действующих активов

На II этапе реализации Корпоративной стратегии развития АО «Зарубежнефть» в числе приоритетных направлений определена задача по развитию сегмента «Геологоразведка и добыча».

Для достижения целевой динамики добычи реализуются мероприятия по развитию ключевых технологических компетенций и внедрению лучших технических решений по следующим направлениям:

  • геолого-разведочные работы (ГРР) – расширение ресурсной базы;
  • повышение коэффициента извлечения нефти (КИН);
  • поиск и применение новых инфраструктурных решений для снижения капитальных и операционных затрат и сокращения сроков ввода месторождений в добычу.

Расширение ресурсной базы

В Компании применяются следующие подходы организации работ по расширению ресурсной базы:

  • комплексирование всех доступных геологических данных. Детальное численное региональное/бассейновое моделирование, поиск нетрадиционных ловушек;
  • развитие технологий, улучшающих качество полевой съемки и интерпретации данных сейсморазведки.

Примером успешного применения первого подхода является открытие в 2018 году залежей газа на структуре EF Блока 12/11 на шельфе Вьетнама скважиной № EF-1X. Применение новых технологий сбора сейсмических данных на море за счет использования широкополосных систем и обработки данных с новыми алгоритмами совместно с использованием метода бассейнового моделирования позволило построить качественно новые геологические модели строения глубоких (свыше 4 тыс. м) горизонтов.

Такие геологические модели стали основой для прогнозирования новых, неявно выраженных объектов, в том числе структуры EF c низкопроницаемыми коллекторами олигоцена, ранее не имевших промышленных перспектив. Впервые в регионе пласты данного типа были подвержены в скважине EF-1Х гидроразрыву пласта (ГРП) и успешно испытаны. Получено десятикратное увеличение притока газа – до 600 тыс. м3 / сут. Оценка геологических запасов промышленной категории 2Р составила 3,1 млрд м3, ресурсов категории 3Р – 11,8 млрд м..

Другим примером перехода на новый этап резкого повышения информативности сейсмических данных является опыт использования продольных и поперечных волн, получаемых с помощью донных регистраторов (методика 3D/4C) для прогнозирования литологического состава пород и флюидонасыщения коллекторов. Это позволило на десятилетиями разрабатываемом Блоке 09-1 выделить дополнительно 23 перспективные зоны для постановки поисково-разведочного бурения в пределах погруженных и склоновых участков, ранее считавшихся бесперспективными. При этом суммарные геологические ресурсы нефти новых объектов оцениваются в 181 млн т, в том числе 18 млн т – с низким геологическим риском и 106 млн т – со средним риском.

Результаты интерпретации сейсмических исследований 3D/4C уже используются при планировании программы геологоразведки на следующие периоды.

Повышение КИН

В Компании успешно внедряются следующие технологии для повышения КИН:

  • применение технологий, направленных на вовлечение в разработку ранее не дренируемых запасов (Kохвата);
  • применение технологий, направленных на увеличение эффективности вытеснения из гидрофобных коллекторов (Kвыт);
  • подбор технологий для эффективного вовлечения в разработку ранее не рентабельных запасов.

Комплекс выполняемых мероприятий по повышению КИН обеспечил изменение тренда добычи нефти в Компании в положительную сторону.

В отчетном году усилиями российского участника инициирована программа по применению ГРП на месторождениях СП «Вьетсовпетро». В период с июля по сентябрь 2018 года было реализовано восемь скважинных операций. По скважинам, на которых выполнялась операция ГРП, получены значительные приросты добычи нефти (увеличение в 4,7 раза после ГРП).

Кроме того, в 2018 году получила дальнейшее развитие программа закачки полимерных композиций для увеличения коэффициента охвата на Харьягинском месторождении. В результате проведения I этапа, реализованного в 2017 году, и II этапа, выполненного в 2018 году, суммарная дополнительная добыча Компании по проекту составила порядка 100 тыс. т нефти. Применение технологии обеспечило вовлечение в разработку слабодренируемых зон, снижение обводненности продукции и повышение коэффициента охвата.

Применение новых инфраструктурных решений

В 2018 году в рамках утвержденной Советом директоров Программы инновационного развития реализован ряд проектов по созданию и проведению опытно-промышленных испытаний (ОПИ) новых технологий обустройства месторождений.

В 2016–2017 годах в рамках реализации инновационного проекта разработа на собственная конструкторская документация и изготовлен опытный образец мобильной установки предварительного сброса воды для небольших месторождений (NESTRO-KSI). Разработка основных технических решений выполнена с учетом возможности быстрой передислокации на другие объекты автомобильным, железнодорожным и морским транспортом с возможностью размещения непосредственно на удаленных месторождениях без инфраструктурных объектов (разведочные/одиночные скважины). В 2018 году проведены ОПИ мобильной установки (NESTRO-KSI) в ООО «Зарубежнефть-добыча Самара». По результатам испытаний установка продемонстрировала свою работоспособность, капитальные затраты на ее создание в среднем в два раза ниже, чем у аналогичного капитального объекта. Установка NESTRO-KSI может быть введена в эксплуатацию в среднем в четыре раза быстрее, чем аналогичный объект капитального строительства (6 и 24 месяца соответственно).

Инновационный проект по созданию электростанции российского производства, работающей на нефти всех классов, был инициирован в связи со значительными затратами на приобретение дизельного топлива для производства электроэнергии для месторождений ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» и трудностями его завоза. Проект направлен на использование оборудования российского производства (двигателей внутреннего сгорания (ДВС) Коломенского завода) на нефти до третьего класса включительно (высоковязкой и сернистой) и увеличение межремонтного пробега энергетических машин. Существующие энергетические машины, иностранного производства и выпускаемые Коломенским заводом, требуют высокой степени подготовки нефти и рассчитаны на работу на нефти первого класса (легкую и малосернистую). В рамках реализации инновационного проекта в 2017–2018 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по доработке узлов оборудования электростанции, работающей на нефти третьего класса, разработка проектной документации, доработка электростанции до норм и правил нефтяной промышленности и проведение ОПИ в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО». Дизель-нефтяная электростанция изготовлена и поставлена на месторождение Компании. Электростанция прошла ОПИ при работе на дизельном топливе и переведена на работу на нефти для проведения ОПИ на нефти и дальнейших испытаний модернизированного оборудования и узлов в рамках НИОКР. Наработка электростанции составила более 5 460 ч, экономия дизтоплива – 1 146 т, экономический эффект превышает 43,2 млн руб.

В 2018 году в Компании был реализован проект технологического развития по разработке концепции вовлечения в разработку маргинальных участков шельфовых месторождений. В рамках реализации проекта рассмотрен ряд технических решений и технологий, направленных на повышение эффективности обустройства маргинальных шельфовых месторождений (автономные технологии, доставка персонала без использования вертолетов, оптимизация бурения, интегрированный подход к подключению новых объектов к существующей инфраструктуре, обустройство двух смежных участков с одной платформы и т. д.). Комплексное применение указанных решений в отдельных случаях ведет к увеличению чистой приведенной стоимости (NPV) проектов более чем в два раза по сравнению с традиционными подходами.